Search and Hit Enter

Ар-деко в творчестве Фрэнка Ллойда Райта 1910-1920-х годов

Андрей Бархин ко дню рождения гения.

8 июня 1867 родился великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Слава его стиля давно перешагнула круг научных публикаций и даже в России переросла в настоящую народную любовь к «дому в стиле Райта». Кто не видел под Москвой или даже не проектировал сам особняки в таком стиле? Однако почти никто из нас не видел этих его домов в натуре. Все они, разбросанные в километрах от центра Чикаго и пережившие уже столетие со дня своего возведения, образуют круг построек, объединенных волей этого гениального мастера, которому буквально с нуля удалось создать свой собственный, радикальный стиль. И именно с биографии Райта, как кажется, списан ставший каноничным образ архитектора-новатора, рисующего всё — от дверной ручки до небоскреба. Однако была ли архитектурная карьера Райта счастливой?

Собственный дом Ф.Л. Райта в «Оак парке», Чикаго, 1889
Дом-мастерская Ф.Л. Райта в «Оак парке», Чикаго, 1890-е

Выстроив в общей сложности более 350 особняков, Райт оказался зажат в рамки выбранного им самим жанра — загородного дома, свободно распластанного по территории, одновременно и «укорененного в земле», и потустороннего, левитирующего. Как кажется, дома Райта всегда решены невысокими этажами с сильно вынесенными карнизами, аккуратно нарисованными редкими деталями и изысканными витражами. Но что это было — проявление роскоши или экономии? В контексте возведения в Нью-Йорке и Чикаго десятков богато украшенных высотных зданий 1900-30-х — скорее второе.

Известные нам сегодня, как «дома в стиле Райта», особняки эти были в значительной мере продиктованы японской культурой, знакомство с которой состоялось еще на Всемирной выставке в Чикаго (1893). Именно там выполненный в традиционном стиле японский павильон поразил воображение молодого архитектора — и жесткой геометрией форм, и контрастным сочетанием цветов. Райт увидел в этом не экзотику, но стиль будущего[1].

Не получив классического архитектурного образования, Райт первые годы работал в мастерской Луиса Салливена. Однако соприкосновение этих двух гениев — фигура Салливена заслуживает отдельного повествования — дало искру. Они не могли работать вместе: один родился с циркулем руке, другой — с угольником. Всё, что у Салливена было нарисовано криволинейно, у Райта получилось ортогонально.[2] И потому, начиная с «Дома Уинслоу» в «Оак парке» (1893), Райт ищет путь к самостоятельной архитектурной работе.[3]

«Дарвин Мартин хаус», Буффало, Ф.Л. Райт, 1904
«Дарвин Мартин хаус», Буффало, Ф.Л. Райт, 1904

Подчеркнем, в 1900-е годы Райт закладывает основы и авангарда, и ар-деко. Собственно, как пионера ар-деко можно рассматривать и его «учителя» Салливена.[4] Оба они, такие разные, стали основоположниками этого нового стиля. И только через много лет американские архитекторы, наконец, «увидят» и оценят революционную красоту и новацию работ Салливена и Райта.[5] Удаленные окраины Чикаго и малые соседние городки известны теперь только благодаря этим постройкам. В Чикаго автору этих строк посчастливилось увидеть лишь две постройки великого мастера — это знаменитый особняк «Роби хаус» (1908) и монументальную церковь «Юнити темпл» (1906), выстроенную Райтом в «Оак парке». Но и этого было достаточно, чтобы оценить мощную силу этого сложного, новаторского искусства.

«Роби хаус» в Чикаго, Ф.Л. Райт, 1908
«Роби хаус» в Чикаго, Ф.Л. Райт, 1908
«Роби хаус» в Чикаго, Ф.Л. Райт, 1908

«Роби хаус», скромный по размерам особняк, стал известнейшим примером американского авангарда и так называемого «стиля прерий».[6] Однако он объединил самые разные эстетические идеи: его интерьеры стали воплощением ориентализма, а горизонтали карнизов, как представляется, уже предвещают эстетику стримлайна, одного из течений в архитектуре и дизайне 1920-1930-х.

Редким в СССР подражанием стилю чикагского мастера стал наземный вестибюль станции метро «Сокольники» (1935). На это указывают и общие пропорции, и упрощенные профиля, а также окна и цоколи, увенчанные характерными вазами. Косвенное влияние Райта ощущается в работах Э. Мендельсона и О. Перре.[7] Отметим, что в архитектуре примеры «ребристого стиля» и стримлайна возникают на 10-20 лет раньше аналогичных форм в автомобильном дизайне.

Визуализация «Ларкин билдинг» в Буффало, Ф.Л. Райт, 1904 (не сохр.)

Наиболее заметное влияние стиль Райта оказал на становление архитектуры амстердамской школы.[8] Ратуша в Хильверсуме (В. Дудок, 1928) являет собой крупнейший образец европейского авангарда, но ее формы почти дословно цитируют чикагский первоисточник. В Хильверсуме перед зрителем предстает укрупненный до размеров ратуши образ «Роби хауса», сохранивший все детали прототипа, — монументальные подоконные тумбы, горизонтали карнизов и клетчатые полоски заглубленных окон. Печная труба вросшего в землю особняка превратилась в колокольню, парящую над водоемом.

«Юнити темпл» в «Оак парке», Чикаго, Ф.Л. Райт, 1906
«Юнити темпл» в «Оак парке», Чикаго, Ф.Л. Райт, 1906

В архитектуре «Юнити темпл» очевидно и увлечение Райта японской культурой (особенно, как и в «Роби хаус», в интерьере), и открытие мастером новых стилевых форм — фантазийной геометризации ар-деко и абстракции авангарда.[9] Причем пластика этой церкви сочетает в себе и неоархаические, ацтекские образы, и технократические, машинные. «Юнити темпл» — это редчайший реализованный образец из целой серии проектов Райта, созданных в формах раннего ар-деко в 1900-1910-е. Но даже один этот памятник говорит о его создателе как о великом мастере, проложившем путь, по которому можно было бы совершать все новые шаги.

Период 1910-1920-х стал для Европы и США эпохой обмена архитектурными новациями, и после выставки 1925 года в Париже мода на новый стиль, ар-деко, уже полновластно захватит города Америки. Однако еще в 1910-м году в Берлине выходит двухтомное издание проектов и построек Ф.Л. Райта, и оно оказало значительное влияние на развитие в Европе и авангарда, и ар-деко. Ответом «Юнити Темпл» стали выстроенные в Амстердаме и повторяющие ее формы здания Синагоги (Г. Элте, 1927) и Иерусалимской церкви (Ф.Б. Янтсен, 1929).

В эстетике раннего ар-деко Ф.Л. Райт был готов создавать не только особняки. Одним из первых примеров «ребристого стиля» мог бы стать небоскреб «Колл билдинг», спроектированный для Сан Франциско в 1912-м году. Шедевром мастера стал проект высотного здания «Нэшнл Лайф Иншуранс билдинг» для Чикаго (1924). Однако сообщество архитекторов и заказчиков в те годы фактически отвергло мастера. Райта не воспринимали как архитектора, годного для работы с высотными зданиями, — и это в 1920-е, то есть в годы массового строительства высотных зданий и расцвета их стиля — ар-деко.

«Холлихок хаус» в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1919-22
«Холлихок хаус» в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1919-22
«Сторер хаус» Лос-Анджелес, Ф.Л. Райт, 1923
«Миллард хаус» в Лос-Анджелесе Ф.Л. Райт 1923
«Миллард хаус» в Лос-Анджелесе Ф.Л. Райт 1923

В те годы Райт работает в Японии, а затем в Лос-Анджелесе, где возводит великолепную серию частных вилл и особняков.[10] Это «Холлихок хаус» (1919-1922), «Миллард хаус» (1923), «Сторер хаус» (1923), «Фриман хаус» (1923), «Еннис хаус» (1924), выстроенные из бетона в архитектуре так называемых «текстильных блоков».[11] И их пластика воплотила в себе парадоксальный синтез неоархаических и технократических мотивов, однако это дало здесь сильнейший художественный результат. Таким образом, эволюция стиля Ф.Л. Райта в 1910-1920-е состояла в усложнении архитектурной декорации и приближении к эстетике ар-деко.

«Еннис хаус» в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1924
«Еннис хаус» в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1924
«Еннис хаус» в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1924

Творчество Райта было крайне разнообразно, это было последовательное движение от одной концепции к другой — от «стиля прерий» к «текстильным блокам» и «юсоновским домам».[12] Однако если на рубеже 1900-1910-х работы мастера действительно опередили время — и по архитектурной графике, и по пластике и композиции объемов, — то на рубеже 1920-1930-х, когда архитектура ар-деко достигла своего расцвета, Райт оказался не востребован.[13] Более того, в то время как на рубеже 1910-1920-х в работах мастера заметно некое сближение фантазийно-геометризованной пластики его особняков с откровенной неоархаической, мезоамериканской стилизацией, в Европе и СССР уже зарождается эстетика авангарда.[14] И в 1920-1930-е годы архитектура Райта парадоксальным образом оказалась уже не актуальна ни в возводимых в классике столицах — Вашингтоне и Москве, ни в творческих лабораториях «ВХУТЕМАСа» и «Баухауза».[15]

«Дом над водопадом», Ф.Л. Райт, 1936
«Дом над водопадом», Ф.Л. Райт, 1936
«Дом над водопадом», Ф.Л. Райт, 1936

Наиболее радикальным жестом в творчестве Райта 1920-1930-х стал знаменитый «Дом над водопадом» (1936). Это был, по выражению мастера, образец так называемой «органической архитектуры».[16] Подобная терминология сперва может несколько сбить с толку, ведь железобетонные консоли «Дома над водопадом» столь же «органичны» в пропитанном влагой лесу Пенсильвании, как и неоклассические портики. Однако принципы «органической архитектуры» (organic architecture) Ф.Л. Райта были эволюцией идей Луиса Салливена (1856-1924), его тезиса «Форма следует функции». Несмотря на разногласия, Райт навсегда сохранил уважение к своему старшему коллеге, называя его «Lieber Meister», «Дорогой учитель».[17]

«Дом над водопадом» стал манифестом авангардной абстракции. Не многие, кто бывал в США, видел этот объект.[18] Расположенный в сотнях километров от Нью-Йорка и Чикаго, затерявшийся в лесах под Питтсбургом, он остается одним из самых труднодоступных и притягательных для поклонников наследия Райта. Однако созданный во второй половине 1930-х, то есть спустя годы после расцвета советского авангарда, этот памятник кажется запоздалым откликом на новации Европы и СССР.[19]

«Дом над водопадом», Ф.Л. Райт, 1936

По удивительной симметрии истории американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) и советский архитектор И.В. Жолтовский (1867-1959) прошли свой жизненный путь в одни годы.[20] Такие разные — Жолтовский, проработавший больше 30 лет на государство и осуществивший в Москве десяток неоренессансных зданий, и Райт — новатор, работавший исключительно для частного заказчика. В этой параллели, как кажется, нет ничего общего кроме сходства цифр, дат рождения и смерти. Однако в этом видится характерная иллюстрация двух творческих стратегий — одни сочиняют язык, другие на нем умело говорят. В.А. Моцарт был рожден создавать новую гармонию, С.Т. Рихтер — эту гармонию исполнять. И творчество Фрэнка Ллойда Райта с блеском демонстрирует нам торжество первого принципа.


[1] В 1905 году Райт предпринимает путешествие в Японию (первое из целой серии) и начинает коллекционировать японские гравюры. В 1919-1923-м он проектирует в Токио отель «Империал» (не сохр.) и виллу Т. Ямамура (1918-1924).
[2] Архитектурная фирма «Адлер и Салливен» была на рубеже 1880-1890-х среди лидеров в строительстве первых небоскребов. Однако сотрудничество Данкмара Адлера и Луиса Салливена было прервано крахом на биржах в 1893 году и последовавшей за этим экономической депрессией. В том же году фирму покидает и Ф. Л. Райт. Формальным поводом для увольнения Райта была его работа над частными заказами на стороне. После разрыва отношений Салливен и Райт не разговаривали 12 лет.
[3] В 1893 году Райт начинает свою самостоятельную архитектурную практику. К ранее возведенному в «Оак парке» своему дому (1889) он пристраивает мастерскую.
[4] Отметим, что тезис Салливена «Форма должна соответствовать функции» учитель и ученик понимали совершенно по-разному. Салливен понимал под «соответствием» предельно усложненную флористичную пластику, Райт — фантазийно-геометризованный, упрощенный декор и даже аскезу.
[5] Отметим, что архитекторы ар-деко 1920-1930-х были уже увлечены идеей аутентичного воспроизведения архаических мотивов. И в то же время они восприняли и были готовы применять приемы фантазийной геометризации Райта.
[6] По проекту основным этажом был второй (с гостиной и столовой). Это стало реализацией задачи, поставленной заказчиком Фредериком Роби, — «видеть своих соседей, не будучи увиденным».
[7] Выстроенный в середине 1930-х, Даниловский универмаг (Г.К. Олтаржевский, 1936) стал одним из самых интересных и ярких примеров стиля стримлайн в Москве, и в тоже время это был ответ «Мосс хаус» в Берлине, 1923. Грандиозное здание Наркомзема (А. В. Щусев, 1933), решенное горизонталями карнизов и рамок, стало ответом и Э. Мендельсону (универмаг «Шокен» в Штутгарте, 1928, не сохр.), и Дж. Терраньи (дому «Новокомум» в Комо, 1928).
[8] Подробнее о раннем ар-деко Амстердама смотрите статью автора
[9] В подобном стиле было решены «Ларкин билдинг» в Буффало (1904, не сохр.), «Бок хаус» в Милуоки (1916) и «Холлихок хаус» в Лос-Анджелесе (1919-1922).
[10] Этим событиям в судьбе архитектора предшествовала непоправимая трагедия. 15 августа 1914 году Дж. Карлтон, работавший у Райта слугой, сжигает виллу Талиесин и убивает всех сотрудников мастерской и домочадцев, в том числе возлюбленную мастера Марту Бортвик-Чини. В тот день Райт был по работе в Чикаго.
[11] Первыми объектами с так называемыми текстильными блоками были «Мидвей Гарденс» (Чикаго, 1914, не сохр.) и складские помещения А. Д. Германа («Ричленд Сентр», 1915).
[12] Райт стремился находить новые источники вдохновения и архитектурные приемы, «не подражая даже самому себе». В 1930-е Райт создает новую концепцию своих особняков — так называемые «усониевские дома», название которых происходит от USONA, акронима United States of North America (так в XIX веке именовали США).
[13] Отметим, что успеху своих работ, изданных в так называемом портфолио Э. Васмута (1910), Райт в значительной мере был обязан графической манере своей сотрудницы Марион Махони, подготовившей, как считается, более половины листов. Однако в 1914 году Марион уезжает в Австралию, где ее супруг Уолтер Гриффин в выиграл конкурс на проект новой столицы — Канберры.
[14] Райт не хотел расставаться с декоративными средствами своего стиля и потому не мог принять пуризм авангардной архитектуры 1920-х. «Дома не должны быть сверкающими на солнце коробками» — говорил Райт. См. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. — Москва, 1973. — С. 38, 50, 54.
[15] Отметим, что в эти годы амбиции Райта нельзя назвать скромными. «Я не только полностью намереваюсь стать величайшим из ныне живущих архитекторов, но величайшим из тех, которые когда-либо будут жить. Да, я намереваюсь быть величайшим архитектором всех времен» — заявлял Райт в 1930-м году. См. Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт — архитектор и человек на все времена», 2003. — С. 269
[16] По мнению А. Ф. Гольдштейна, перевод «органичная архитектура» более точно передает идею Райта, исключая биоморфные, растительные коннотации и подчеркивая рациональное начало. Подробнее о семантике термина см. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. — Москва, 1973. — С. 131 и Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт — архитектор и человек на все времена», 2003. — С. 269-270.
[17] Интервью с Ф. Л. Райтом (1953), смотрите по ссылке.
[18] Фоторепортаж архитектора Михаила Лина смотрите по ссылке.
[19] В 1937 году Райт был приглашен на I Съезд советских архитекторов и посетил СССР.
[20] Ф. Л. Райт одно время указывал в качестве года своего рождения 1869-й (год, когда на самом деле родилась его сестра Мери Джейн). Он хотел казаться младше, чтобы еще сильнее поразить собеседника тем, насколько рано он начал свою самостоятельную архитектурную практику. В действительности Райт уходит от Салливена и начинает работать в своей мастерской в «Оак парке» в 1893 году, тогда ему было около 26 лет.

Материал подготовлена для Архи.ру и Isolation.


Библиография
Гольдштейн А.Ф. «Фрэнк Ллойд Райт». — Москва, 1973.
Иконников А.В.. «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность». Том I — М.: Прогресс-Традиция, 2001.
Овсянникова Е.Б. «Влияние экспрессионизма на архитектуру 1930-х годов». / Овсянникова Е.Б., Туканов М.А./ «Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма» / Под ред. Г.Ф.Коваленко. — М.: Наука, 2003. С. 387-406
Хайт В.Л. «Фрэнк Ллойд Райт — архитектор и человек на все времена» // «Об архитектуре, её истории и проблемах». Сборник научных статей / Предисл. А.П. Кудрявцева. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — С. 261-274.
«Frank Lloyd Wright on Architecture Selected: Selected writings». 1894-1940 / Ed. by Frederick Gutheim. New York: Duell, Sloan and Pearce, 1941
Hess A. «Frank Lloyd Wright Prairie Houses» / Hess A., Weintraub A. — NY.: Rizzoli, 2006.
Pfeiffer B. B. «Frank Lloyd Wright». — Koln: Benedikt Taschen, 2001.
Bayer P. «Art Deco Architecture». London: Thames & Hudson Ltd, 1992.
Sandoval H. M. «People that Changed the Course of History: The Story of Frank Lloyd Wright 150 Years After His Birth». — Atlantic Publishing Group Inc, 2017
«Secrest M. Frank Lloyd Wright: A Biography» — University of Chicago Press, 1998

Электронные источники
Броновицкая А.Ю. «Фрэнк Ллойд Райт». [Электронный ресурс] // Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж» в рамках цикла «Архитекторы XX века. Часть 1» — ссылка на публикацию (дата обращения: 10.06.2020).
Горбутович Т. «Два дома Фрэнка Ллойда Райта из текстильных блоков сумму» [Электронный ресурс] ссылка на публикацию (дата обращения: 10.06.2020).
«„Дом над водопадом“ Фрэнка Ллойда Райта» [Электронный ресурс] // AD Russia — ссылка на публикацию (дата обращения: 10.06.2020).
«„Дом Эннисов“ Фрэнка Ллойда Райта продан за рекордную сумму» [Электронный ресурс] ссылка на публикацию (дата обращения: 10.06.2020).
Измайлова А. «Гиперреалистические рендеры ныне не существующих построек Фрэнка Ллойда Райта» [Электронный ресурс] ссылка на публикацию (дата обращения: 10.06.2020).
Лин М. Fallingwater. «Дом над водопадом». [Электронный ресурс] // Живой Журнал. Архитакты и прочие изобразия. — ссылка на публикацию (дата обращения: 10.06.2020).
Новиков К. «Строитель прерий» [Электронный ресурс] // «Коммерсантъ Деньги» № 21 от 04.06.2007, стр. 73 — ссылка на публикацию (дата обращения: 10.06.2020).
«Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)»: Frederick C. Robie House [Электронный ресурс] // Архитектура и Проектирование | Справочник — ссылка на публикацию (дата обращения: 10.06.2020).
«AD Classics: Frederick C. Robie House / Frank Lloyd Wright» [Электронный ресурс] ссылка на публикацию (дата обращения: 10.06.2020).