Search and Hit Enter

«Искусство — это удар, который оно наносит, а не готовые ответы на все вопросы мироздания». Интервью с художником Фабианом Кнехтом

По просьбе московской галереи сцена/szena куратор CCA, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Вера Трахтенберг поговорила в Skype с немецким художником Фабианом Кнехтом о его проекте для галереи, мировом кризисе, искусстве онлайн — и вообще о будущем.

Вера Фабиан, ты недавно вернулся в Берлин из Японии. Как дела, ты на карантине?

Фабиан Я всё еще живу по токийскому времени, сижу в студии, чувствую себя прекрасно. У нас здесь пока всё закрыто, но надеемся, что скоро сможем выходить. Как в России?

Вера Примерно так же, только без введения чрезвычайного положения — сидим на так называемой самоизоляции. Забавно, что в своих проектах ты неоднократно исследовал проблематику кризиса — и вот он настал. Так что в определенном смысле твои работы оказались пророческими.

Фабиан Меня всегда немного смущали разговоры о моем искусстве, стараюсь не нагружать его дополнительными смыслами. В книге «Antibody», моей большой монографии, текст отражает тот конфликт между философией и искусством, который я всегда стремился отобразить.

Книга Antibody Фабиана Кнехта
Проект «Genitiv» / Фабиан Кнехт

Вера В своей работе ты используешь реальность как механизм, сцену для создания визуальных документаций. Какие темы интересуют тебя больше всего?

Фабиан У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Например, иногда я, очевидно, обращаюсь к экологическим проблемам, но под этим очевидным слоем есть нечто большее, более глубокое переживание, чем поучение из серии «будь сознательным и веди себя соответствующе».

Меня больше интересует дилемма. Искусство оставляет после себя след, тратит ресурсы и никак не решает проблем экологии. Так что я сосредоточен скорее на критике существующего, устремленной в будущее. Я не работаю с прошлым.

Вера Да, я помню твою работу «Ausfluss» на Биеннале молодого искусства в Москве в 2016 году. Но там вода была метафорой бесконечного течения мыслей в нашем сознании.

Фабиан Именно, мне нравится романтический подход к работе с этим произведением: это как сидеть у бесконечного потока в русле реки, как Сиддхартха у Германа Гессе или Панта рей у Гераклита. Искусство — это удар, который оно наносит, а не готовые ответы на все вопросы мироздания, которых иногда требует художественная критика.

Проект «Ausfluss» / Фабиан Кнехт
Проект «Ausfluss» / Фабиан Кнехт

Вера Твоя выставка «Трещина» (Bruch) в галерее сцена/szena, запланированная на апрель, перенесена на неопределенный срок. Расскажи об этом проекте.

Фабиан Этот проект был показан в 2019 году в берлинской галерее alexanderlevy. Он состоит из фотографий огромной трещины в пустыне Аризоны, возникшей в связи с возросшей добычей природных ресурсов, стены на льду Балтийского моря и объектов-свидетелей урагана — выкорчеванных пней, отлитых в бронзе. Эта выставка о переходе одной катастрофы в другую, случившейся природной катастрофы в катастрофу грядущую. Трещина — метафора раскола, разделения.

Проект Grundmauer в берлинской галерее alexanderlevy / Фабиан Кнехт
Проект Grundmauer в берлинской галерее alexanderlevy / Фабиан Кнехт

Вера А стена на Балтике — про стену, которую строит Трамп между США и Мексикой, или про Берлинскую стену? Или про все стены, которые разделяют людей по всему миру?

Фабиан Это невозможный объект: нельзя построить кирпичную стену на льду. Нет, я не думал о Берлинской стене в связи с этой работой. Стена как концепт возникла в голове задолго до того, как люди начали обсуждать эту идею Трампа.

Проект «Grundmauer» в берлинской галерее alexanderlevy / Фабиан Кнехт

Мы всегда испытываем влияние той или иной политической или социальной ситуации, но это не означает, что я воспроизвожу ее в своей работе. Скорее, пытаюсь обратить внимание на определенное явление. Но, конечно, часто мир зеркально отражается внутри произведения искусства, и наоборот. Это прекрасные моменты.

Вера Искусство и культура всегда рефлексируют какие-то актуальные события, но в глобальном смысле именно они, искусство и культура, влияют на общество и формируют смыслы и мнения. Создавая интервенции в городских пространствах, ты уже не можешь оставаться незамеченным, не можешь скрыться в галерее. Так действует одна из последних твоих работ «Grundstuck».

Фабиан Да, она про контраст и разделение общества внутри города, такого как Берлин: этот проект с интервенцией буквально в жилой дом, такая хижина, дом в гетто посреди Luxemburg platz в Берлине. Несмотря на джентрификацию мы продолжаем наблюдать серьезное расслоение внутри города — районы для богатых и бедных. Я просто визуально соединил их.

Проект «Grundstuck» / Фабиан Кнехт
Проект «Grundstuck» / Фабиан Кнехт

Вера Мне очень понравилась фотография этой работы в твоем инстаграме. Важность хорошей документации невозможно переоценить, тем более для музейных и галерейных проектов.

Фабиан Безусловно. Вопрос всегда в том, как показать такое искусство в закрытом пространстве, перенести его с улицы в галерею, не потеряв по дороге высказывание.

Когда делал проект «Isolation», оказавший на меня огромное влияние, я показал в пространстве alexanderlevy фотографии-документации. Очень сложно было представить в галерее эту историю, ведь в процессе проекта я перенес в природную среду классические белые кубы, внутри которых была опять же природа. То есть вынес из галереи этот «белый куб» вовне, а потом принес обратно его документацию.

Инсталляция «Isolation» / Фабиан Кнехт
Инсталляция «Isolation» / Фабиан Кнехт
Инсталляция «Isolation» / Фабиан Кнехт
Фотографии проекта «Isolation» в берлинской галерее alexanderlevy / Фабиан Кнехт

Вера Так экспозиция стала медиумом. В России, однако, пока нет такой сложной и долгой традиции, связанной с современным искусством.

Фабиан Я много раз бывал в России, у вас потрясающая природа, колоссальные ресурсы и, конечно, люди. Но некоторые вещи меня сильно удивляют: например то, что водители не пропускают машины скорой помощи, стоя в пробке.

Вера Люди в России иначе относятся к смерти. Это такое русское «авось», отрицание отрицания. К сожалению, к коронавирусу многие относятся так же, он же невидимый. Проблема видимости в связи с повсеместным карантином многими решается с помощью онлайн-проектов. Планируешь что-то подобное?

Фабиан Я и до карантина проводил много времени в своей студии, размышляя о будущих проектах. Привык к изоляции в студии. Пару дней ты можешь смотреть искусство онлайн, но что потом?

Искусство, на мой взгляд, — про созерцание как процесс, а оно требует времени и пространства. Ты не можешь смотреть по 10 минут на картинки в интернете, онлайн не даст тебе ощущения присутствия и причастности. Не верю в онлайновые формы искусства как выход из сложившейся ситуации, это просто средство.

Проект «Freisetzung» / Фабиан Кнехт
Проект «Freisetzung» / Фабиан Кнехт
Проект «Freisetzung» / Фабиан Кнехт

Вера В последние недели задаю многим знакомым художникам один и тот же вопрос — как вы видите будущее теперь, после того, как многие ваши худшие прогнозы сбылись: глобальный кризис, цифровая диктатура, тотальный контроль и тому подобное. Каков твой прогноз?

Фабиан Каждая катастрофа несет в себе потенциал хороших и плохих перемен. Только от нас зависит, будут ли они положительными и приведут ли к утопическому будущему.

Проект «Verachtung» / Фабиан Кнехт
Проект «Verachtung» / Фабиан Кнехт
Проект «Verachtung» Фабиана Кнехта на выставке «Age of Terror: Art Since 9/11» / IWM London, 2017-2018

Сайт и инстаграм Фабиана Кнехта.

Галерея сцена/szena сайт и инстаграм.


At the request of the Moscow art gallery сцена/szena, CCA curator and teacher at the HSE Art and Design School Vera Trakhtenberg had a Skype interview with the German artist Fabian Knecht about his project for the gallery, the world crisis, art and our nearest future.

Vera Fabian, you have recently come back to Berlin from Japan. How is it going? Are you under quarantine?

Fabian I feel ok — I am still living in Tokyo time zone, working in my studio. Everything is closed here now, but we hope we will be able to go out soon. How are things in Russia?

Vera Pretty much the same, yet without the state of emergency — we all are in a so-called self-isolation. It’s curious that you have addressed crisis multiple times in your works, and here it is! Your works were prophetic.

Fabian I find it somewhat confusing to talk about my art as I try not to overload it with extra meanings. «Antibody», my large monograph, reflects this conflict between philosophy and art which I’ve always aspired to show.

Vera In your works, you use reality as a mechanism, a scene to create visual evidence. What topics are you most interested in?

Fabian I don’t have a single answer to this question. For example, sometimes I obviously address ecological problems, but under this obvious layer there is more to experience than an educational «be aware and behave». I’m more interested in the Dilemma. Art leaves a trace, spends resources and is not made primarily to solve environmental problems. I am focused on the criticism of the present geared to the future.

Vera Yes, I remember your «Ausfluss» at the Moscow International Biennale for Young Art in 2016. Yet there, water was a metaphor of an endless flow of thought in our consciousness.

Fabian Exactly, I favour in this work a Romanticist approach to the artwork, sitting on an never ending river stream like Siddhartha from Hermann Hesse or the Panta Rhei from Heraklit. Art is the blow it delivers and not a ready answer to the ontological questions which art criticism often craves to get.

Vera Your exhibition called «Crack» (Bruch) which was to be opened at the сцена/szena gallery in April is indefinitely postponed. Could you tell me about this project?

Fabian I presented this project in 2019 in alexanderlevy gallery (Berlin). It consists of the photos of an immense crack in the desert of Arizona which was caused by an increase in extraction of natural resources, a wall on the ice of the Baltic sea and uprooted stumps, hurricane survivors, cast in bronze. This exhibition is about one catastrophe transforming into another, a natural disaster becoming a future catastrophe. A crack is a metaphor of rupture, division.

Vera And the wall on the Baltic, is it about the wall Trump is building between the USA and Mexico or the Berlin Wall? Or about all the walls that divide people all over the world?

Fabian This is an impossible object as you can’t build a brick wall on ice. No, I wasn’t thinking about the Berlin Wall. As a concept, this artwork emerged in my mind long time before people was discussing Trump’s «vision». We are always influenced by certain political or social circumstances, but it doesn’t mean that I recreate a particular situation with my artwork. Rather, I try to draw attention to a certain phenomenon. But of course, often the world is mirroring inside the artwork and vice versa. This are beautiful moments.

Vera Art and culture always reflect on current events, yet in a global sense, they influence society and shape meanings and opinions. With your public space interventions, you can no longer go unnoticed, can’t hide in a gallery. Is this how you «Plot of land» («Grundstuck«) works?

Fabian Yes, it is about contrasts and division of society in a city like Berlin. This project is literally an intervention into a living space, a ghetto house, a shack in the backyard at Rosa-Luxemburg Platz in Berlin. Despite gentrification, we still see major social stratification within the city. There are districts for the rich and the poor. And I bring them visually together again.

Vera I liked the photo of that work on your Instagram very much. The importance of proper documentation cannot be overstated, especially for museum and gallery projects.

Fabian Absolutely. The question is always how to show your art in a closed space, to take it from the street to the gallery without losing your statement on the way. When I was working on «Isolation», a project that had a great impact on me, I showed photographs of it in alexanderlevy gallery. It was very hard to present this story in a gallery as, during this project, I erected classic white cubes in the middle of a natural environment so that nature was both inside and outside them. I took the white cube out of the gallery and then brought it back.

Vera That’s how exhibition became a medium. Yet there is no such long and sophisticated tradition of modern art in Russia.

Fabian I have been to Russia many times. You have most spectacular nature, enormous resources and, of course, people. Yet some things surprise me: for example, in a traffic jam, the drivers do not let an ambulance pass. In Germany, it would be unimaginable.

Vera In Russia, people have a different attitude to death. It is famous ‘avos’ (devil-may-care attitude), denying the denial. Unfortunately, many think of the coronavirus in the same way because it is invisible. Under quarantine, many address the problem of visibility with their online projects. Are you planning on doing something of the sort?

Fabian Even before quarantine, I have been spending a lot of time in my studio reflecting on my projects. I’m used to be isolated in my studio. You can look at art online for several days, but then what? In my opinion, art is about contemplation as a process, and it requires space and time. You can’t just watch pictures on the Internet for ten minutes — it won’t give you a sense of presence and belonging. I do not believe online forms of putting art are the solution to the current problems; they are just a means.

Vera For the past few weeks, I have been asking the artists I know the same question — how do you see your future now, when the worst of your predictions, such as global crisis, digital dictatorship, total control etc. have come true? What is your prediction now?

Fabian Like every catastrophe it has the potency of bad and good changes afterwards. It is on us to lead to a positive way and utopia.