Search and Hit Enter

Один на один с искусством

Советы Анастасии Шавлоховой — искусствоведа, куратора, основателя галереи сцена/szena и главы Департамента культуры посольства Катара в Российской Федерации.

Зачем ты собираешь искусство?

Собирательство, коллекционирование является врожденным инстинктом. Интересно, что он особенно обострен в детские и старческие годы. Имею в виду не собирание предметов искусства, а собирание чего-либо. Наверное, это некий ген накопительства и желание обладания, присущие человеку.

Если говорить о личном опыте, то мне в достаточно раннем возрасте нравилось собирать открытки с известными произведениями искусства и расклеивать по дому. В 17 лет я поступила в Академию Барона Штиглица на отделение искусствоведения. Мой круг общения составляли художники, они стали дарить свои работы. Уже намного позже у меня появилась возможность покупать искусство.

Не представляю свой дом без искусства. С каждой работой у меня выстраиваются особые отношения. Какие-то вещи составляют отраду глаз, другие — мои собеседники. Например, в спальне висит работа КошКоша, больше двух метров в длину, полотно насыщенно зеленого цвета. Каждый раз, просыпаясь, подолгу рассматриваю фактуру, как написаны фигуры — мне нравится наслоения краски, трещины, плотность цветовых сочетаний. В этом акте всматривания в произведение искусства я вижу что-то сродни медитации.

Чем ваша галерея отличается от десятков галерей по всей стране?

У нас очень мало галерей современного искусства, каждая является отражением уникального опыта ее владельца. Решиться на галерею современного искусства в России — это подвиг и акт филантропии.

Галерея «сцена» в пространстве «Рихтер». Выставка Егора Федоричева

Программа моей галереи сфокусирована на художниках пространства New East. В своё время этот термин был введен Calvert Journal для всего постсоветского пространства. Мне интересно следить за тем, как каждая страна, входившая в советский блок, выстраивает свою идентичность, находит свои темы и свой голос. Какие-то страны в большей степени, какие-то в меньшей, но все мы бывшее СССР прошли через травматические опыты советского строя и 90-х годов. Чувствую некую близость с этими странами. И хочу дать сцену самым разным художникам.

Как ты относишься к тому, что дизайнеры сами подбирают арт? Достаточно ли вкуса дизайнера, без компетенции в сфере искусства, для помощи в формировании коллекции?

Не верю в рамирование людей определенными характеристиками профессии. Знаю дизайнеров, которые любят искусство и стараются приобщить к нему своих заказчиков. Много в моей практике и опасливых заказчиков, которые, сделав один раз дизайн дома или квартиры, очень боятся что-то добавить или поменять первоначальную идею дизайнера.

С другой стороны, понять дизайнеров можно — проще сделать стены из красивых панелей, дерева. Работа видна, и не надо мучаться с попаданием искусства в видение заказчика. Всё чаще вижу, как современное искусство отталкивает потенциальных коллекционеров закрытостью и интеллектуальным снобизмом сообщества. Простая задача покупки интерьерного арта становится непосильной задачей вхождения в сложный мир современного искусства.

Экспозиция галереи сцена/szena на DA!MOSCOW Art Fair, май 2019. Фотоработы Игоря Самолёта

С чего начать дизайнеру, который хочет выбрать искусство? Какой порядок действий?

В первую очередь, нужно понять задачу. Для кого подбирает искусство, есть ли у заказчика какие-то преференции. После этого я бы предложила сделать подборку работ из интернет — показать заказчику лучшее от известных авторов и посмотреть, что вызовет интерес. Как только эта задача будет решена, дизайнер может передать клиента галеристу.

Конечно, здесь может возникнуть вопрос, как найти своего галериста. Советую посетить ярмарку Cosmoscow, но не в день открытия. Внимательно пройтись по стендам, познакомиться с хозяевами галерей, отметить, кто понравился. И дальше может завязаться плодотворное сотрудничество. В галерейном мире в порядке вещей
предложить работы авторов не своей галереи, к тому же галеристы могут быть дилерами и западных художников.

Простая задача покупки интерьерного арта становится непосильной задачей вхождения в сложный мир современного искусства.

Многие дизайнеры учитывают определенные цветовые схемы при размещении искусства — отталкиваются от колористики работы или, наоборот, подбирают арт под оттенок стен. Насколько такой подход верен?

Оба подхода имеют право быть, главное, чтобы искусству нашлось в них место. На своем опыте могу сказать вот что: часто в Европе видела интерьеры, выстроенные под любимые произведения искусства. Общеевропейский подход к интерьерам — это меньший акцент на декор стен, больше белого или нейтрального цвета и много искусства. Разного — фотографий, графики, скульптурных объектов, живописи.

Диптих «Биоаттракцион» Айдан Салаховой из коллекции Веры и Алексея Прийма. Фото: Дмитрий Владимиров

Расскажи о художниках, за которыми стоит внимательно следить.

Мир искусства обширен и многолик, особенно если мы не ограничиваемся Россией и Европой. Есть азиатские страны, есть Восток, Латинская Америка. Для начала можно подписаться на страницы разных галерей, особенно если перед этим удастся посетить пару ярмарок. Конечно, советую следить за художниками галереи сцена/szena.

Могу назвать список любимых авторов вне галереи: Олафур Элиассон, Олег Кулик, Виктор Ман, Евгений Антуфьев, Юлиус фон Бисмарк, Олег Голосий, Михаил Шварцман, Полина Канис, Матиас Вайшер, Алисия Кваде, Томас Хаусгоу.

Олег Кулик, выставка Our Mother, специальная программа Cosmoscow, сентябрь 2018

В российских интерьерах практически не встречается скульптура. Как думаешь, с чем это связано?

Это комплексный вопрос. В первую очередь, вижу проблему в скудном предложении на рынке. И это связано с тем, что производство скульптуры — это не просто энергоемкое, но и очень затратное занятие. Чтобы молодой художник, окончивший вуз, смог выйти на рынок современного искусства, ему надо экспериментировать с формой, материалом, ему нужна мастерская, ему нужны печи и деньги на покупку материала. Многие авторы, устав бороться с сопротивлением среды, перепрофилируются на художественно-оформительские работы и в свободное время делают что-то для себя. Скудность предложения умножается на отсутствие традиции коллекционирования скульптуры в ограниченных жилищных условиях.

Полотно Микелиса Фишерса из коллекции Веры и Алексея Прийма. Фото: Дмитрий Владимиров

Расскажи об участии в ярмарках Cosmoscow и DA Moscow. Насколько они успешны для вашей галереи? 

В прошлом году мы участвовали в обеих ярмарках. Особенно удачна для нас была Cosmoscow — сделали хорошие продажи, познакомились с новыми коллекционерами, а художник галереи Игорь Самолёт получил приз банка Credit Suisse. Мы надеемся и в этом году продолжить сотрудничество с ярмаркой.

Стенд галереи сцена/szena на выставке-ярмарке Cosmoscow 2019. Слева направо: Егор Федоричев, Олег Кулик, Кирилл Гаршин

Какие планы были у галереи «Сцена» на этот год?

7-го апреля должно было состояться открытие выставки немецкого художника, ученика Олафура Элиассона, лауреата множества премий, Фабиана Кнехта. Перенесли на неопределенный срок.

Летом покажем персональный проект Антона Кушаева, может быть, сделаем несколько акций с выездом на природу. На осень запланировали выставку украинско-израильской художницы Анны Перач.

Важным событием для галереи должно было быть участие в ярмарке Photo London, ежегодно проходящей в Somerset House. По последним данным, ярмарку перенесли на осень.

Приятные бонусы карантинного времени — это то, что благодаря активной работе моего компаньона Дарьи Ярцевой нас заметили многие международные арт-агрегаторы, и мы получили приглашение принять участие в нескольких международных ярмарках. Думаем.

«Москва» Валерия Кошлякова в коллекции Веры и Алексея Прийма. Фото: Дмитрий Владимиров

Что ждет нас завтра, после изоляции?

Думаю, что это карантинное время оставит отпечаток на каждом человеке. Говоря о России, невозможно не думать о плачевной финансовой — и не только — ситуации в стране. Малый и средний бизнес — наши клиенты — понесли тяжелейший ущерб. Нам всем предстоит пройти через сложные времена.

Но есть и позитивные аспекты. За время сидения дома многие наконец обратили внимание на пустые стены. Многие осознали, что искусство, как присутствие человеческого, личного, нутряного совершенно по-особому формирует до этого обезличенное пространство и наделяет его духом.

Для того, чтобы начать коллекционировать искусство, не нужны большие деньги. Работы молодых авторов могут стоить от нескольких тысяч рублей. Но точно нужен интерес и желание познакомиться с чем-то новым.

За время сидения дома многие наконец обратили внимание на пустые стены. Многие осознали, что искусство, как присутствие человеческого, личного, нутряного совершенно по-особому формирует до этого обезличенное пространство и наделяет его духом.

Можешь показать примеры интерьеров, где органично живет коллекция?

Таких примеров много в разных пабликах, но я бы хотела коснуться реального опыта наших коллекционеров. Почти всех из них могу назвать нашими соратниками и друзьями. Они разделяют с галереей видение искусства, доверяют нашим советам, а мы в свою очередь стараемся откликаться на их запросы и интересы. 

Например, Вера и Алексей Прийма стали одними из первых коллекционеров галереи. В их коллекции сочетается размах, бесстрашие в экспериментах и независимость в выборе авторов. Каждый раз, приходя к ним в гости, радуюсь, когда вижу на стене работу Антона Кушаева среди объектов Евгения Антуфьева, живописи Влада Кулькова и Валерия Кошлякова. 

Коллекционеры Вера и Алексей Прийма в собственной квартире на фоне работы Александра Цикаришвили «Дягилевская многоножка». Фото: Дмитрий Владимиров
Коллекция Веры и Алексея Прийма. Слева направо: Сергей Шутов, «Маленькая наука»; Михаил Рогинский, «Без названия». Фото: Дмитрий Владимиров

Нашими близкими друзьями стали семья коллекционеров из Нижнего Новогород — Георгий Смирнов и Елена Талянская. Мы познакомились не так давно, но удивительным образом в их коллекции уже была работа художника нашей галереи Егора Федоричева. Это был приятный факт, особенно зная, насколько редко в России коллекционеры решаются на покупку работ Егора. У Елены и Георгия чутью на особые работы. Так, именно в их интерьере висит монументальное акварельное полотно Кирилла Гаршина «Остановка». 

Ниже несколько фото интерьера для вдохновения. Квартира и одновременно студия в римском палаццо 17 века, где творил Сай Твомбли. Съемка для журнала Voque 1968 года.