Search and Hit Enter

Сценография Марии Трегубовой для оперы «Воццек»

Премьера оперы в режиссуре Максима Диденко 28 марта в немецком Карлсруэ не состоялась из-за пандемии, но Маша поделилась с Isolation эскизами проекта. 

Театральный художник Мария Трегубова (Фото: Ира Полярная)

В начале короткая предыстория. «Воццек» (нем. Wozzeck) — экспрессионистская опера австрийского композитора Альбана Берга в трех действиях (15 картинах). Премьера состоялась в декабре 1925 года. Опера Берга считается одной из вершин новой венской школы и оперного искусства 20 века. Больше и глубже читайте в Википедии по этой ссылке

Весь спектакль — это серия видений главного героя, переплетенных с реальностью. Воццек видит себя и остальных персонажей в странных мизансценах и искаженных больным сознанием обстоятельствах. Через все картины трех актов «пролетает» красный воздушный шарик. 

Первый акт

Черное пространство без видимых границ. Из этой черноты возникают отдельные детали и персонажи и в неё же погружаются. Как вспышки воспоминаний в воспаленном мозгу Воццека. Ему везде мерещится женщина в красном платье и огромный игрушечный солдат, следующий за ней. 

Последняя сцена первого акта — это растянутый на авансцене алый занавес, обнимающий застывшую в воздухе героиню в платье цвета занавеса. Это сцена ревности, где соперником является даже не конкретный герой, а само пространство, поглощающее возлюбленную Воццека.

Второй акт

Теперь пространство сцены ослепительно белое, жесткое и очень осязаемое. Оно имеет четкую архитектуру. Это внутренний угол, образованный двумя стенками. В углу сидит Воццек в белой смирительной рубашке под лучами двух огромных медицинских ламп. Реальность продолжает смешиваться с видениями. 

Во втором акте помимо возлюбленной в красном платье, врача и доктора, Воццека посещает толпа жутковатых деформированных клоунов, напоминающих цирк уродов. Воццек разламывает стену, пытаясь выбраться из плена страшных видений, но из проломленной дыры на него продолжают смотреть всё те же персонажи.

 

Третий акт

Берег моря, горы, луна. Очень яркие, не реалистичные, постоянно меняющиеся цвета. По эстетике это детский бумажный театр, почти поделка. Но гигантского размера. Воццек топит Мари в бумажном море, сбрасывая ее с лодки, на которой они плывут. 

Сумбур и абсурд происходящего нарастает. Появляется толпа толстых отдыхающих, играющих в надувные планеты. 

Оставшись один на берегу почерневшего моря, Воццек медленно заходит в него, прямо в одежде. Луна превращается в огромный красный шар. Сцену перекрывает экран, на котором мы видим тонущего Воццека, уходящего под воду. 

Когда экран поднимается, перед нами маленькая уютная, очень реалистичная детская комната. Мы узнаем кроватку, в которой в первом акте спал маленький сын Воццека, и его игрушечных солдатиков. Мальчик просыпается и встает. Мы впервые за весь спектакль его видим. Это уменьшенная копия Воццека. Его костюм в точности повторяется. В открытое окно залетает красный воздушный шар. Мальчик берет его в руки и прокалывает. Бах! Занавес.